После распада СССР Россия лишилась значительной части источников дешевых энергоресурсов — богатых и, главное, легкодоступных месторождений, особенно нефти. Остались сибирские и в основном северные месторождения.
Дороговизна нефтепродуктов
Значительно возрастающая из-за суровых климатических условий стоимость добычи, наряду с необходимостью транспортировки продукта за тысячи километров в центральные и южные районы России, где проживает 80 % населения, сделало нефть изначально дорогим продуктом. Кроме того, имеются данные, что при современном уровне потребления разведанных запасов сырой нефти скоро будет не хватать.
В нашей стране нефтеперерабатывающая промышленность использует технологию, позволяющую получать около 40 % светлых продуктов (бензин, керосин, дизельное топливо) от общего количества перерабатываемого сырья. Это вызывает дефицит топлива для транспорта, и особенно для авиации. Переход на технологию, аналогичную применяемой в США и Японии, с получением до 70 % светлых продуктов и выходом топлива для реактивных двигателей возможен не менее чем через 10—15 лет при капитальных затратах в миллиарды долларов.
В связи с этим перед Россией встали две глобальные проблемы: поиск возможностей и путей перехода на новые альтернативные виды топлива и разработка и принятие мер по улучшению экологической обстановки.
Применение сжиженного природного газа
Изучение и анализ возможностей производства и применения альтернативных видов топлива показали, что наиболее перспективным является криогенное топливо — СПГ, состоящий главным образом из метана, и жидкого водорода.
Данный вид топлива можно использовать для многих целей, в том числе и для отопления частных домов. Его основными особенностями являются меньшая по сравнению с керосином плотность и низкая температура кипения, но более высокая теплотворная способность, что обеспечивает более полное превращение тепловой энергии в механическую.
Природный газ как энергоноситель в 3—5 раз дешевле топлива, полученного из нефти, что делает его весьма конкурентоспособным.
Основные минусы криогенного топлива
Однако криотопливо имеет следующие недостатки: малую плотность, крайне низкие температуры существования и хранения, летучесть, а при неумелом обращении — взрывоопасность, что изначально вызывает определенную настороженность при постановке вопроса об их использовании и сомнение в целесообразности широкого внедрения такого вида энергоносителей, даже несмотря на энергетические, экономические и экологические преимущества. Этим в значительной мере можно объяснить многолетнее торможение инвестирования и низкие темпы работ по практическому решению задач и внедрению СПГ в промышленность и сельское хозяйство.